Версия для слабовидящих
ЯЗЫК

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Свежие комментарии
    Контакты
    Адрес: 213410 Могилевская область, г. Горки, ул. Калинина, д. 61 Телефон:80223349060 E-mail:sad4@tut.by

    postheadericon Страничка учителя-дефектолога

    Приемы, направленные на стимуляцию потребности в речевом общении

    1. Диалог-образец

    Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

    – Что я взяла? – Чашку.

    – Что это такое? – Чашка.

    – Что поставила? – Чашку. И т. д.

    1. Разговор с самим собой

    Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п.

    1. Параллельный разговор

    Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.

    1. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

    Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

    1. Распространение

    Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.

    Ребёнок: «Сок».

    Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».

    1. Приговоры

    Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

    1. Выбор

    Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

    1. Поручения

    Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».

    1. Опосредованное общение

    В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

    1. Игры с природным материалом

    Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

    1. Продуктивные виды деятельности

    Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

    1. Замещение

    Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.

    1. Ролевая игра

    Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

    1. Музыкальные игры.

    Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

    1. Похвала

    Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.

    Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные игровые приёмы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев, полностью компенсировать речевое недоразвитие ребенка ещё до поступления его в школу.

    Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности для детей с ОНР 1 уровень

    Упражнение 1.

    С помощью сюрпризного момента (из «чудесного мешочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослые совершают игровые действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» (взрослый побуждает ребенка к произвольному и сопряженному произнесению звукоподражания).
    Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение — игру «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).
    Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).

    Упражнение 2

     Игра «В гости пришла кукла».

    С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.

    Упражнение 3.

    Игра «Айболит». Взрослый создает игровую ситуацию — к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

    • У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»
    • Как плачет зайка?
    • У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.
      Малыш произносит вместе во взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».

    Упражнение 4.

    Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом — звуком колокольчика или барабана), взрослый показывает игрушку — пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит движение руками ребенка).
    Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий.

    Упражнение 5.

    Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).

    Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»

       Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

    Способность к общению включает в себя:

    • Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
    • Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
    • Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

    — сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

       В возрасте 3-6 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

       Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например, «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

       Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

       Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки. Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

    Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

    — не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно.

    — не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает.

    — поощряйте в ребенке инициативу.

    — не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.

    — показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.

    — не сравнивайте ребенка с другими детьми.

       Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка:

    «ИМЯ» — предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

    Принципы общения с агрессивным ребенком:

    — для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

    — помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

    — дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость.

    — показывайте ребенку пример миролюбивого поведения.

    — пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его.

    Игры на выплеск агрессивности:

    «Брыкание» — ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

    Застенчивость

    Последствия:

    — препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

    — удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

    — не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

    — усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

    — мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

    — сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

       Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

    Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

       Советы родителям замкнутых детей.

    Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

    — расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

    — подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

    — стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

    — если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

    Надеемся, что эти рекомендации помогут вашей семье в вопросах воспитания детей.

    Методические рекомендации  учителя-дефектолога родителям

     1.Систематически выполняйте с ребенком домашнее задание;

    2.Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

    3.Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

    4.Не давайте на одном занятии более 2-3 упражнений;

    5.Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;

    6.Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;

    7.Постепенно усложняйте требования к речи ребенка;

    8.Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;

    9.Согласовывайте с учителем-дефектологом и воспитателями всю работу по воспитанию правильной речи;

    10.Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;

    11.Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.


    Организация образовательного процесса в специальной группе для воспитанников с ТНР

    Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и  учебных программ.

    Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

    Проведение занятий осуществляется преимущественно в первую половину дня.

    Учитель-дефектолог проводит следующие виды занятий:

    • занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи,
    • занятия по формированию произносительной стороны речи,
    • занятия по обучению грамоте (в старшей группе).

    В зависимости от периода обучения количество занятий меняется.

    В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)

    В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

    В процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков; развития навыков звукового анализа и синтеза.

    Воспитатель решает следующие коррекционно-развивающие задачи:

    —   коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;

    —    актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.

    При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения.